В этом разделе представлены статьи членов КРФО по богословию и религиозной философии, опубликованные в различных изданиях

В истории русской философской мысли фигура отца Павла Флоренского занимает особенное место. Многогранное наследие этого видного философа обращало на себя внимание еще при жизни. Желание осмыслить роль, место и вектор творческих исканий философа серебряного века большей частью принадлежит современникам П. А.  Флоренского, лично знавших его или круг его друзей. К примеру, о. В. Зеньковскому. Как автор фундаментального историко-философского исследования "История русской философии" (Париж 1948—1950) и один из активных членов пражского "Софийского братства" (1924), председателем которого был избран находившийся в дружеских отношениях с отцом Павлом о. С.  Булгаков, о. В. Зеньковский, анализируя его творчество в едином контексте с софийной системой С. Булгакова, видит в нем ярчайшего представителя метафизики всеединства. [1, 180—226].

Подробнее...

 

Проблеми методологічної кризи науки в тому числі економічної, яскраво проявилися в кінці ХІХ — початку ХХ ст. Гострі наукові дискусії стосовно можливостей, засобів та напрямків еволюції наукового знання, альтернативні способи побудови наукової методології та категоріально-поняттєвого апарату створили В. Зеньковський, О. Хомяков, В.  Соловйов, С. Булгаков, С. Бердяєв, С. Франк, П. Флоренський, В. Лосский, та інші представники російської релігійної філософії "Срібного віку". У свою чергу, свій вклад у створення нової наукової політекономічної парадигми внесли О. Хомяков, С. Булгаков, К. Леонтьєв тощо. На жаль, подібний напрям розвитку економічної теорії був насильно перерваний в СРСР, внаслідок панування догматичної політекономії, і лише зараз відбувається поступове відродження та переосмислення цієї надзвичайно багатої ідеями спадщини. Серед безперечних здобутків цього напрямку економічної теорії, який іноді називають інтегральним або інтегралізмом [1, 22—31] є створення теорії прогресу, що базується на духовному розвитку людини, визначення ролі і місця слов'янського світу, розвиток методології особистості, принципово новий погляд на господарство, тощо.

Подробнее...

 

Человеческая культура развивается по преимуществу в больших городах — крупных центрах торговли, ремесла, политической жизни и т.п. Поэтому в культурологическом аспекте чаще всего оппозиция столицы и провинции не дает какого-либо интересного материала. Исключение составляют случаи, когда речь заходит о перемещении культурного центра или о цивилизационном перерождении столицы и возникновении новых культурных центров. В искусствоведении существует традиционная тема о соотношении столичного и провинциального искусства. Но это тема, а не архетип. Говорить об архетипе в данных контекстах, возможно, не совсем уместно. Когда же речь заходит о духовном основании культуры, вопрос о соотношении столицы и провинции приобретает архетипическую глубину. Целью данной статьи есть исследование содержания данного архетипа с православной точки зрения.

Подробнее...

 

Вопрос о мирянах, их месте, значении и служении в Церкви был одним из самых важных в экклезиологических исследованиях многих православных богословов XX века. Особенно тщательно этой проблемой занимался профессор канонического права Свято-Сергиевского Института в Париже, протопресвитер Николай Афанасьев. Но для того, чтобы понять, почему для православных богословов проблема мирян в Церкви была такой важной и значительной, нам необходимо сделать краткий экскурс в историю этого вопроса. Дело все в том, что понимание существа христианина, а в

Подробнее...

 

Le XIVe siècle fut pour l’Orient Chrétien un siècle de grands paradoxes. Depuis la renaissance de l’empire byzantin par les Paléologues en 1261 qui donnait une lueur d’espoir après les conquètes musulmanes et l’occupation latine des Croisés, Byzance vécut dans une incertitude politique qui laissait présager la conquète ottomane de 1453. Assiégée par les marchands véniciens et génois qui contrôlaient le commerce maritime, Constantinople devait se tourner vers Rome en quête de soutien militaire pour retarder la menace ottomane constamment grandissante. Plus au nord, chez les Slaves, suite à la destruction de Kiev, mère des villes russes, par les Tartares en 1240 et qui se trouvait depuis sous la domination lithuanienne, la principauté de Moscou se développait mais demeurait toujours menacée par la Horde d’Or.

Подробнее...