Епископ Бородянский Варсонофий. Приветственное слово на конференции «Церковь и мир: христианизация и секуляризм (к 1700-летию Миланского эдикта)»
Сегодня мы открываем конференцию с очень громким названием «Церковь и мир: христианизация и секуляризм», посвященную 1700-летию Миланского эдикта. Тема этой конференции непростая, как и непростые отношения Церкви с обществом и государством во все времена. Актуальность этой темы сложно, да и мне кажется вообще невозможно переоценить, особенно в наше время, время всеобщей нравственной деградации и духовного упадка. Именно поэтому и к этой теме, и к нашей конференции в частности должно быть приковано пристальное внимание широкой общественности, а не только специалистов. Ведь от того, как живет человек, в какой системе ценностей он находится, зависит в конечном итоге его эсхатологическая перспектива. Этот год богат на церковно-исторические юбилеи и круглые даты. Это и 1025-летие Крещения Руси, которое мы отмечали летом, и 750-летие кончины святого благоверного князя Александра Невского, и 300-летие Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге, и множество других событий, но прежде всего, это 1700-летие важнейшего документа церковно-государственных отношений – Миланского эдикта. Миланский эдикт положил конец эпохе гонений на Церковь, в то же время он положил начало не только повсеместной христианизации мира, но и расцвету богословской науки и культуры. Однако, как известно, мир изменился, и изменилось отношение современных цивилизаций и развитых государств к Церкви. Западный мир, так называемая просвещенная Европа, сегодня все отчетливее демонстрирует нам не просто всеобъемлющую секуляризацию, но и полную бездуховность. Многое можно сказать об этом, и сегодня здесь собрались видные ученые, богословы, специалисты с мировым именем, которые расскажут и о причинах этих кризисных явлений и укажут на пути выхода, в которых так нуждается современный заблудившийся человек. Желаю всем вам успехов, и пусть наша конференция принесет пользу не только разуму, но и душам ищущих смысл подлинного бытия. 22-23 сентября в Свято-Успенской Киево-Печерской Лавре состоится международная научная конференция «ЦЕРКОВЬ И МИР: ХРИСТИАНИЗАЦИЯ И СЕКУЛЯРИЗМ (К 1700-летию Миланского эдикта)»
23 сентября в 10.00 конференция продолжит свою работу там же. Форум проводит Киевское Религиозно-философское общество, созданное по благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, Предстоятеля УПЦ (председатель – архимандрит Амвросий (Макар), настоятель храма св. Амвросия Медиоланского в Милане) при поддержке Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры и Парижского Свято-Сергиевского Православного Богословского Института. Конференция посвящена 1700-летию Миланского эдикта, положившего начало великой эпохе синтеза Церкви и культуры, итогом которой стали христианские цивилизации Византии, Европы, Руси, а также анализу причин и последствий секуляризации христианских обществ, поиску стратегий миссии Церкви в современную эпоху. Какой положительный и отрицательный опыт воплощения юстиниановой идеи симфонии можно вынести из истории Византии, Руси, Западной Европы? В чем истоки секуляризации, вот уже более 500 лет отвоевывающей у Церкви правовое, образовательное, хозяйственное, а теперь уже и семейное пространство социальной жизни? Почему Церковь вот уже несколько столетий проигрывает «битву за культуру», почему массовая культура, тиражируемая СМИ, направлена, как правило, «вразрез» с христианской перспективой Царствия Божия, и какую культурную альтернативу может предложить ей Православная Церковь в современных условиях? Проникает ли «яд» секуляризма внутрь церковной ограды, изменяя эсхатологическое, экклезиологическое сознание верующих, отношение христиан к церковным таинствам, и что можно сделать, чтобы вернуть правильное ощущение Церкви как явления Царствия Божиего, уже принесенного в мир Христом, и греха как преграды, заграждающей вход в Него? Вот круг вопросов, которые будут обсуждаться на конференции. ЖИВАЯ ПАМЯТЬ. Иерей Димитрий Познанский (15.02.1974–12.11.2010). Успение Божией Матери
Сегодня Православная Церковь совершает празднество Успения Божией Матери. И хотя славянское слово «празднество» означает пустоту, глагол «совершать» в отношении него совершенно уместен, т.к. верующие упраздняются от всех мирских дел, чтобы уделить время воспоминанию этого события, размышлению о нем и молитве. Почему телесная смерть Божьей Матери является для нас Праздником, и что означает слово «успение»? «Успети» по церковно-славянски означает «уснуть». В церковной традиции смерть уподобляется сну, чтобы таким образом подчеркнуть ее условность. Умирает лишь тело, но и оно будет восстановлено и вновь соединится с душой во всеобщем воскресении из мертвых. Но, как говорит Евангелие, одни воскреснут в воскрешение жизни, а другие в воскрешение суда. После Вознесения Спасителя, Пречистая Дева часто приходила ко гробу Своего Сына и на Голгофу, где молилась о том, чтобы Господь забрал Ее к Себе. Во время одной из таких молитв, Богородице явился архангел Гавриил, который, вручив Ей пальмовую ветвь, поведал о скором Ее отшествии из этого мира. Преставление Приснодевы сопровождалось многочисленными чудесами. Согласно преданию, ученики Христовы узнали о предстоящем Успении Владычицы по откровению свыше, и все, чудесным образом, были доставлены в Иерусалим из разных концов мира. Во время беседы Пречистой Матери с апостолами, комнату озарил необычайно яркий свет, и в окружении Небесных Сил явился Сам Господь. Приснодева произнесла: «Величит душа Моя Господа и возрадовался дух Мой о Бозе Спасе Моем, яко призре на смирение рабы Своея», — и отошла от мира сего. Когда погребальное шествие двигалось через Иерусалим в Гефсиманию, иудейский священник Афония в злобе приблизился к одру с телом Богоматери в намерении опрокинуть его. Но как только его руки коснулись одра Пречистой, ангел Божий невидимым мечем отсек их. Иудей в ужасе пал на землю, и раскаявшись, исповедал Иисуса Христа Господом, после чего кисти его рук мгновенно исцелились. К вечеру тело Богородицы было положено в пещере, каковые, по причине каменистости почвы, служили у евреев гробами. Члены Совета КРФО посетили Парижский Свято-Сергиевский Православный Богословский Институт![]() Архимандрит Амвросий (Макар). День Святой Троицы, Пятидесятница![]() И вот, просветив этим Евангелием своих учеников, Господь вознесся на небо. Вознесся для того, чтобы на землю сошел Святой Дух, Который все совершит в сердце человека, чтобы его обновить, чтобы его сделать тем творением, которым Господь его создал. Чтобы его сделать чистым. Чтобы его сделать послушным Богу, чтобы его преобразить и обожить. |