Наталия Филиппенко. Киевское Религиозно-философское общество (1908–1919). Очерк истории. Монография. – К.: Изд. ПАРАПАН, 2009. – 140 с.

ССЫЛКА ДЛЯ ЗАГРУЗКИ:

http://www.rulit.me/author/filippenko-nataliya-grigorevna/istoriya-kievskogo-religiozno-filosofskogo-obshchestva-1908-1919-ocherk-istorii-download-free-425994.html

Книга является первой попыткой реконструкции истории Киевского Религиозно-философского общества (1908—1919), забытого явления религиозно-философского возрождения в дореволюционной России начала XX века. Монография адресована как богословам, философам и религиоведам, так и всем тем, кто интересуется историей отечественной философской и религиозной мысли. Издание рекомендовано к печати ученым советом Центра общественных наук при Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова (протокол №2/09 от 12.03.2009 г.) Рецензентами книги выступили доктор философских наук, профессор М. Г. Марчук, доктор философских наук, профессор Н. Г. Мозговая и доктор философских наук, профессор С. В. Синяков. Издано при содействии Благотворительной организации «Центр практической философии» (президент – А. В. Толстоухов).

 

О монографии см. публикацию на сайте «Православие в Украине»: http://arhiv.orthodoxy.org.ua/ru/po_eparhiyah/kiivska/2009/06/02/24437.html

Книгу можно приобрести в «Центре практической философии» – Издательство «ПАРАПАН» (ул. Флоровская, 1/6, тел.: 238-65-23), а также в магазинах «Академкнига» (Львовская площадь), «Наукова думка» (ул. Грушевского), «Знання» (ул. Крещатик), «Книжкова полиця» (на Подоле).

Сведения об авторе: Филиппенко Наталия Григорьевна. Закончила философский факультет Киевского государственного университета им. Т.Г.Шевченко (1985). Кандидат философских наук (1992). Старший научный сотрудник Института философии имени Г.С.Сковороды НАН Украины. Ученый секретарь, член Совета КРФО, главный редактор журнала «Христианская мысль».
e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript ; моб. тел.: 050 184-93-78

Киевское Религиозно-философское общество (1908–1919)

Очерк истории

ПРЕДИСЛОВИЕ
ГЛАВА I. ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ:
КИЕВСКОЕ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО
ПОД ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОМ  П. В. ТИХОМИРОВА
(1908 – январь 1910)
ГЛАВА II. ПОД СЕНЬЮ КИЕВСКИХ ДУХОВНЫХ ШКОЛ:
КРФО ПОД ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОМ П. П. КУДРЯВЦЕВА
(февраль 1910 – май 1912 гг.)
ГЛАВА III. ПРОДОЛЖЕНИЕ ТРАДИЦИИ:
КРФО ПОД ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОМ В. И. ЭКЗЕМПЛЯРСКОГО
(осень 1912 – 1916 гг.)
ГЛАВА IV. ВРЕМЯ ПОТРЯСЕНИЙ:
КРФО ПОД ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОМ В. В. ЗЕНЬКОВСКОГО
(1917 –  1919 гг.)
ПОСЛЕСЛОВИЕ
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРЕДИСЛОВИЕ

Осмысление такого исторического феномена, как религиозно-философское возрождение в России начала XX века, требует помнить, что стержень его существования составляло стремление осознать, что есть Православие, и определить свое отношение к нему. Понимание этого позволяет расширить горизонт видения историко-философского процесса дореволюционной России и возвращает из небытия такое, если не забытое, то явно недооцененное, явление как религиозно-философские общества. Даже беглый взгляд на историю этих обществ позволяет избежать двух упрощений в понимании религиозно-философского ренессанса: 1) рассмотрения его с точки зрения появления нескольких ярких, самобытных, одиноко стоящих фигур в русской философии; 2) сведения его исключительно к явлению философской мысли. Первое опровергается и тем, что практически все  наиболее известные религиозные философы России  начала XX века не просто входили в Московское, Петербургское и Киевское Религиозно-философские общества, но были либо их основателями, либо членами совета или правления (в частности, С. Н. Булгаков, Н. А. Бердяев, кн. Е. Н. Трубецкой, В. Ф. Эрн, С. Л. Франк, В. В. Розанов, В. В. Зеньковский и др.), и тем, что наиболее известные их работы обсуждались на заседаниях одного, а нередко двух и даже всех трех обществ, часто – до опубликования. Тем самым,  религиозно-философские общества были творческой лабораторией, где оттачивались идеи будущих книг и статей, своего рода прообразом философской школы, созидающей свое, особое направление в истории мысли. Второе упрощение снимается тем, что еще с момента возникновения Религиозно-философских собраний в Петербурге (1901–1903),1 на смену которым  пришли религиозно-философские общества, развитие религиозно-философской мысли шло в контексте осмысления Православия как русла движения жизни и отдельного человека,  и общества в целом, что актуализировало вопросы, вошедшие в русскую культуру благодаря А. С. Хомякову: «Что есть Церковь? Что есть Православие?», и максимально, насколько возможно, приблизило философию к «горячим точкам» общественного бытия с иной, противоположной марксизму, стороны.

С этой точки зрения, исследование истории дореволюционных религиозно-философских обществ только начинается. Меньше всех повезло именно Киевскому РФО,2 поскольку среди архивных материалов и дореволюционных публикаций, касающихся его истории, до сих пор не обнаружены ни протоколы заседаний, ни дневники участников, содержащие подробное описание событий, наполнявших его существование. Картина жизни КРФО восстанавливается путем собирания множества фрагментов, затерявшихся в архивах, газетной и журнальной периодике, частных собраниях, фондах музеев. Очевидно, нас ждет долгий путь обнаружения новых документальных свидетельств с неизбежным  уточнением ранее установленного,  дополнением его неизвестными подробностями. Первой попыткой воссоздать документально, как можно полнее, историю организации и историю идей Киевского Религиозно-философского общества является предлагаемое исследование.

1Собрания представителей Церкви и интеллигенции, проходившие под председательством епископа Ямбургского Сергия (Страгородского), ректора С.-Петербургской Духовной Академии, будущего Патриарха Московского и всея Руси (1943–1944). Запрещены обер-прокурором  Св. Синода К. П. Победоносцевым.

2До сих пор  собственно Киевскому Религиозно-философскому обществу было посвящено всего несколько работ:  С.Шурляков. До історії філософських товариств у Києві //Філософська і соціологічна думка. – 1993. –  № 7–8. – С. 147–186; Н. Г. Филиппенко. Киевское Религиозно-философское общество (1908–1918/1919): эскизы к истории //Христианская мысль. – 2005. – № 2. – С. 260–278; Н. Г. Филиппенко. Киевское Религиозно-философское общество (1908–1919): неизвестные страницы истории. Организация, люди, судьба (по материалам архивов и дореволюционной периодики) // Практична філософія. –2005. – № 4. – С. 74 – 91; Н. Г. Филиппенко. От истории организации к истории идей: Киевское Религиозно-философское общество (1908–1919) под руководством П. В. Тихомирова (1908–январь 1910) // Христианская мысль. – 2006. – № 3. – С.217–229. Н. Г. Филиппенко От истории организации к истории идей: КРФО под председательством П. П. Кудрявцева (февраль 1910 – май 1912 гг.) // Христианская мысль. – 2007–2008. – № 4. Исследование деятельности КРФО, основанное на анализе содержания журнала „Христианская мысль”, проведено в работе: J.Scherrer. Die Petersburger Religiцs-Philosophischen Vereinigungen. Die Entwicklung des religiцsen Selbstverstдndnisses ihrer Intelligencija – Mitglieder (1901–1917). – Berlin, 1973. – P. 226–234. Есть ряд исследований, посвященных творчеству представителей КРФО (См., например, работы В. Грищенко, В. Летцева, Н. Мозговой, П. Проценко, М. Ткачук и др.).