Доклад прочитан на международной научной конференции КРФО «Церковь и секуляризм: христианизация и секуляризм (к 1700-летию Миланского эдикта)», проходившей 22-23 сентября 2013 года в Киеве

Прошло уже больше двадцати лет с тех пор, как я на очередном пастырском собрании в Париже прочел небольшой доклад под названием «Богословие и Пастырство», в котором я рискнул, в виде рабочей гипотезы, дать пример предлагаемого мною метода для краткого курса пастырского богословия. Общий смысл его сводился к тому, что пастырство собственно не что иное, как практическое применение богословия, что всякое пастырское действие должно расцениваться и проверяться «правилом веры» и что такое действие должно являться прямым выражением сего правила, – короче говоря, что пастырство должно быть прикладной догматикой.

Затем я привел примеры совершения трёх таинств – крещения, брака и покаяния из современной пастырской практики, явно не соответствующих, а то и прямо противоречащих подлинному святоотеческому богословию, которое их обосновывает. Попытавшись раскрыть их истинный богословский смысл, я надеялся восстановить исконное их пастырское измерение для столь нуждающегося в нём современного человека. В нижеследующем изложении постараюсь следовать тому же методу.

Подробнее...

 

Молитва Господня дошла до нас в неоднородном виде: в двух Евангелиях (Мф. 6:9–13 и Лк. 11:2–4) с множеством разночтений, чем и обусловлены отличия Молитвы Господней в Синодальном Переводе (далее СП) и в Переводе епископа Кассиана (далее ПЕК). Для полноты примера приведем текст Молитвы по евангелисту Матфею на греческом языке (по изданию NA), СП и ПЕК:

NA: Πτερ μν ν τος ορανος, γιασθτω τ νομ σου· λθτω βασιλεα σου· γενηθτω τ θλημ σου, ς ν οραν κα π τς γς· τν ρτον μν τν πιοσιον δς μν σμερον· κα φες μν τ φειλματα μν, ς κα μες φκαμεν τος φειλταις μν· κα μ εσενγκς μς ες πειρασμν, λλ ῥῦσαι μς π το πονηρο.

СП : Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; хлеб наш насущный дай нам на сей день; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

ПЕК: Отче наш, Который на небесах! Да святится имя Твое. Да придет Царство Твое. Да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам сегодня. И прости нам долги наши, как и мы простили должникам нашим. И не введи нас во искушение. Но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь.

Как видим, переводы не соответствуют основному греческому тексту по изданию NA. Этот факт, а также множество разночтений рождают вопрос о происхождении Молитвы Господней. Этот вопрос рассматривался еп. Кассианом в нескольких его трудах[2], которые проливают свет на избрание того или иного чтения при переводе Молитвы Господней в Новом Завете.

Подробнее...

 
Публикация: Иерей Георгий Аронец. Влияние Халкидонского догмата на экклезиологический и сотериологический вопросы в православном богословии // Христианская мысль. – 2009-2010. – № 5. – С. 55-58.

Христологический догмат – основа Православной церкви. Его влияние ощущается во всех областях Православного учения. Постараемся показать на примерах, как можно пользоваться критерием Халкидонского догмата, но, прежде всего, надо уточнить, какой смысл вкладывается в понятие «критерий» и что имеется в виду, когда называем этот критерий Халкидонским.

Под словом «Халкидонский» разумеется вся та целостная христология, которая была развита древними Соборами. Ее основное выражение – определение, сделанное в 451 г. Проникая в смысл учения о Боговоплощении, необходимо учитывать как предшествующий богословский поиск, так и последующие уточнения и истолкования. Халкидонский критерий представляет собой добротное мерило святых отцов, с помощью которого можно определить степень надежности богословского поиска. В данной работе мы рассматриваем лишь две области, в которых раскрывается плодотворность Халкидонского критерия: экклезиологию и сотериологию. «Христос вочеловечился, дабы человек обожился. Это дело Его благодати спасения, Его Богочеловеческого домостроительства спасения. Обоженный, обогочеловеченный человек, человек, который в Богочеловеческом теле Церкви через святые таинства и святые добродетели исполнился исполнением Исполняющего всяческого во всех (Еф. 1:23), – это и есть христианин» [8, с. 93].

Подробнее...

 
Публикация: Ухтомский А. А. Наследие русской академическрй библеистики начала ХХ века и ее значение для современности // Христианская мысль. – 2009-2010. – № 5. – С. 68-73.

Развитие русской православной библеистики всегда шло в свете учения Священного Предания. Русская православная богословская наука критически относилась к тем научным изысканиям, которые противоречили или искажали истинное христианское учение, переданное Христом. Так, например, многие труды русской богословской науки были написаны в ответ на еретические сочинения западного христианства. Среди них – «Толковая Палея», «Книга Кааф» (сборник толкований на избранные места из библейских книг), созданные не позднее XIII века в Юго-Западной Руси. А также «Речи философа», «Слово о Законе и благодати», «О вере христианской и латинской», «Грамота о Новгородских еретиках», «Прения с греками о вере», «Послание на жиды и еретики» и другие. Некоторые труды (в частности, «Православно-догматическое богословие» митрополита Макария (Булгакова)) написаны в стиле скрытой полемики между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью.

Подробнее...

 
«Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2:8).

 Событие богословской, образовательной и научной жизни

2-3 апреля 2013 года в Национальном педагогическом университете им. М.П.Драгоманова прошла Всеукраинская научно-практическая конференция «Богословие в Украине: организационный и образовательно-научный контекст». Форум был посвящен обсуждению насущных проблем институализации богословия в светских и духовных учебных заведениях и научных учреждениях. Утверждение богословия как академической науки в Украине, законодательно-правовое обеспечение богословия в системе светского образования и науки в Украине, состояние богословского образования в высших учебных заведениях Украины; взаимодействие богословских отделений светских вузов с церквями и религиозными организациями, признание богословского образования и научных степеней по богословию в Украине, состояние кадрового богословского потенциала в Украине, состояние и развитие богословских изданий в Украине – вот далеко не полный список вопросов, поднимавшихся на конференции.

По нашему убеждению, конструктивное решение этих вопросов напрямую зависит от адекватного понимания источника, сущности, методов и цели теологии, со стороны представителей как духовных учебных заведений, так и светской науки и образования.

Подробнее...